Рассказывая об истории государственных закупок, было бы несправедливо обойти вниманием Наполеон I Бонапарта (15.08.1769 г. – 05.05.1821 г.). Тем более, что в этой сфере император отличался высокой креативностью.
Какими бы недостатками не отличалась система закупок при Бурбонах (королевская династия, правившая Францией с 1589 г. – 1792 г. и с 1814 г. – 1830 г.), революция ее разрушила практически полностью – вместе со всей остальной экономикой Франции. Бонапарту предстояло создать заново государственное управление страной, восстановить промышленность и финансы. Надо сказать, многое получилось: Наполеон обуздал инфляцию, ликвидировал дефицит государственного бюджета и создал Французский банк, который получил монополию на эмиссию бумажных денег и обеспечил стабильность рынка ценных бумаг. А налоговая реформа, уменьшившая прямые налоги и увеличившая косвенные (например, акцизы на алкоголь и табак), увеличила доходную часть бюджета.
В государственном заказе Наполеон видел подходящий инструмент для поддержки национальной промышленности. Наполеоновские войны давали громадные заказы французской промышленности. Благодаря военным заказам, прядильное, ткацкое, шёлковое производства выросли в несколько раз.
Император не отказывался и от венчурных инвестиций за счет казны. На средства государства была профинансирована разработка патрона, запущена в серийное производство первая винтовка, построена первая металлическая подводная лодка, налажено массовое производство спичек, появилось газовое освещение. При Наполеоне была создана система телеграфов, покрывшая всю Европу.
И даже живопись стала в какой-то степени пропагандой Первой империи, а значит – предметом государственных закупок.
Наполеон Бонапарт регламентировал государственный заказ, однако постоянно подозревал своих чиновников в злоупотреблениях. Он ввел разделение функций между должностными лицами, ведающими затратами, и бухгалтерами. Тот, кто принимал решение о закупке, не мог перечислить деньги за поставку или подряд. Бухгалтер должен был проверять расходы.
С закупками для нужд армии все обстояло довольно сложно. С одной стороны, Наполеон лично и много занимался военным снабжением и логистикой поставок. Нормой все-таки считались закупки продовольствия, фуража, лошадей и всего необходимого для армии. Один из главных центров в Европе, в котором складировалось приобретенное продовольствие, обувь и боеприпасы, был Аугсбург. Вести закупки Наполеон поручал союзникам, стоимость французская армия возмещала. В 1807 году Наполеон создал первые специальные подразделения, полностью посвященные поставке и транспортировке оборудования.
На государственные средства приводились в порядок сухопутные и речные пути сообщения, причем и в завоеванных провинциях тоже. При этом с местными традициями и порядками французы не слишком считались.
Наполеон Луи Бонапарт (11.10.1804 г. – 17.03.1831 г.), назначенный Наполеоном королем Голландии в 1806 году, ужаснулся местной анархии в вопросах развития и поддержания инфраструктуры. И немедленно стал внедрять французскую централизованную модель – корпус государственных инженеров, ведающих подрядами на строительство, ремонт и содержание каналов, дамб и гидротехнических сооружений. Возникла служба, которая отвечала за подготовку и реализацию крупных инфраструктурных проектов – шестнадцатое подразделение французского императорского корпуса мостов и шоссейных дорог.
И хотя эти новации вызывали раздражение на аннексированных территориях, система централизованного распределения подрядов и управления инфраструктурой пережила Первую империю, как и знаменитый кодекс Наполеона.