Британия, 1710 год. Лондон восстановлен после Великого пожара, охватившего центральные районы Лондона со 2 сентября по 5 сентября 1666 года, уничтожившего территорию лондонского Сити. Примерно 87% от всего объема строительства – частные жилые дома. Но также отстраивать пришлось пятьдесят церквей, собор Святого Павла, здания Лондонской биржи, таможни, тюрьмы Брайдуэлл, доки и пристани – и на все это властями потрачено почти 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Но как именно?

До Великого пожара власти Сити, как и Офис королевских работ, заключали подряды на строительство через посредничество гильдий (объединение купцов и ремесленников). Обычный средневековый подход, но при таких масштабах разрушений он только мешал быстрому восстановлению города. Поэтому стал активно развиваться институт строительных подрядчиков, которые работали над большими проектами.

Например, Эдвард Стронг и Кристофер Кемпстер (подрядчики крупномасштабных проектов каменного зодчества), работавшие на проектах Кристофера Рена (английский математик, учёный-физик, астроном, архитектор) в центре Лондона, были членами гильдии и свободными горожанами Лондона. На субподряд они могли привлекать любых строительных рабочих и мастеров – в том числе тех, кто в гильдиях не состоял. Они управляли сотнями людей, распределяя их на само строительство, на демонтаж старых зданий, на расчистку площадок. Такие подрядчики теперь заключали крупные контракты и полностью отвечали за и реализацию.

Система работала так: эксперт-супервайзер от Лондонского Сити или клерк из Офиса королевских работ писали требования на новый проект. Согласованные требования размещали на всех воротах города, или публиковали в London Gazette.

В ответ потенциальные подрядчики представляли готовые тендерные заявки или предварительные расчеты по сметной стоимости строительства. Эксперт заказчика проводил серию встреч и переговоров и в итоге выбирал того, кто казался ему наиболее подходящим.

Уязвимые места в этой системе были, но она работала – заключался договор, где были прописаны порядок ведения работ, методика расчета и стоимость, а также право заказчика контролировать график и качество строительства, штрафные санкции. Счета в конце каждого этапа работ передавались в казначейство. Перед тем, как оплатить счет, представитель заказчика должен был подтвердить, что работа соответствует оговоренному качеству.

Нормой чистой прибыли подрядчика считались 13-20% от стоимости контракта. Но в счета также закладывались транспортные, канцелярские расходы, издержки на бухгалтерию и даже на джин, выдаваемый за сверхурочную работу.

Стройка практически не авансировалась, на предоплату могли рассчитывать только самые важные подрядчики. Максимальный аванс в Вестминстерском аббатстве не превышал 50 фунтов стерлингов, даже если цена контракта составляла тысячи фунтов.

Подрядчикам приходилось брать кредит. В общей сумме контракта издержки на обслуживание такого кредита обычно не учитывались. Кроме того, существовал риск, что перед оплатой стоимость работ дисконтируют. Записи в бухгалтерской книге подрядчика Эдварда Стронга, работавшего в Гринвич-госпитале с 1698 по 1708-й годы, показывают, что его счета дисконтировали регулярно.

Задержки с оплатой были делом обычным. Например, для Вестминстерского аббатства и Гринвич-госпиталя нормальной практикой считалась оплата счетов спустя 15-30 месяцев после завершения работ. В конце концов проблему решили с помощью выпуска шестипроцентных облигаций, которыми рассчитывались с подрядчиками, если живых денег у заказчика не было.

 

Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».

Позвонить нам