Старт в развитии института государственного заказа Германия взяла в первой половине XVI века. В этот период герцог Баварии Вильгельм IV (1493 г. – 1550 г.) решил превратить свой баварский замок Ингольштадт в государственную крепость, чтобы получить контроль над пересечением дорог из Регенсбурга в Ульм, из Нюрнберга в Аугсбург и Мюнхен, а также над мостом через Дунай.

К строительству новых укреплений с кирпичными бастионами с 1538 г. по 1545 г. привлекли около 7 000 подрядчиков. Для этого была принята инструкция, закрепившая положения о найме, о распределении между рабочими заказа на строительство по наиболее выгодной цене.

То есть фактором для появления контрактной системы в Германии стало строительство.

В 1617 г. был принят Строительный порядок двора Гамбургского. Гамбургу удалось сохранить нейтралитет в Тридцатилетней войне (1618 г. – 1648 г.), он стал самой важной торговой площадкой в Европе после Лондона и Амстердама. Надо было строить порт, пакгаузы, конвойные корабли (их постройка финансировалась за счет сборов на строительство городских валов и других защитных укреплений).

При этом у финансового отдела городского управления сразу же возникли проблемы с авансированием работ. И пока разбирались с этой проблемой, городским властям пришлось вооружить для охраны торговых судов несколько буеров.

Дальше инициативу перехватила Пруссия. И не без причины.

Из Семилетней войны (1756 г. – 1763 г.) Пруссия вышла изрядно потрепанной, и прусский король и военачальник Фридрих II (1712 г. – 1786 г.) взял курс на полную экономическую независимость. Заградительные пошлины не давали владельцам мануфактур, льнопрядилен и шерстовален, а также производителям сельхозпродукции выводить товар в другие земли. На таком закрытом рынке без государственного заказа не обойтись.

Первым документом, регулирующим отношения кроны и бизнеса, стал Прусский строительный регламент. Он закрепил письменную форму проведения торгов, принцип передачи заказов квалифицированным рабочим, плановый характер государственного заказа, кодифицировал весь порядок ведения строительства, обязывал вести постоянный мониторинг работ на тех объектах, которые строились на деньги казны.

Был разработан определенный дизайн-код с цветовыми решениями, типовыми формами и размерами карнизов и профилей, высотой этажей – это упрощало и ведение работ, и приемку готовых зданий. Именно так появился городской ансамбль старого Кенигсберга.

Новый этап развития немецкого законодательства в сфере государственных закупок пришелся на конец XIX в. начало XX века.

Объединившись в 1871 г., Германская империя практически сразу озадачилась завоеванием нового «жизненного пространства». Высшие органы империи взяли под контроль армию и флот, налоги и таможенные сборы, монетное дело, железнодорожный и водный транспорт, почту и телеграф, судопроизводство и, конечно, государственные закупки.

При этом рейхстаг ограничивался утверждением военного бюджета, все остальные вопросы управления и организации армии оставались в ведении короны.

Был создан военно-морской флот, для которого в 1898 г. рейхстаг принял первую большую морскую программу.

К этому времени в Германии уже сложилась довольно развитая практика проведения конкурентных процедур при распределении государственных заказов. Но единый Закон о подрядах для государственных нужд, соединивший нормы разных земель на основе прусского опыта и включивший положения о порядке обжалования результатов торгов и самих работ, был принят только в 1912 г.. В том же году военный совет, при императоре Германской империи и короле Пруссии Вильгельме II (1859 г. – 1941 г.), принял решение о перевооружении и увеличении германской армии до 800 тыс. человек. Все это надо было снабжать.

А в 1914 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, давший государственным органам право контроля над сырьем и топливом, его использованием для военных нужд, над распределением и выполнением правительственных военных заказов. Германия создавала мобилизационную экономику.

Таким образом, Германия сыграла немалую роль в становлении современной контрактной системы в Европе.

 

Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».

Позвонить нам