Мы уже рассказывали о том, как Первая мировая война (1914 г. – 1918 г.) изменила систему закупок в Российской империи, самое время вернуться к данной теме.
В годы Первой мировой войны рынок казенных подрядов в России фактически стал рынком поставщика и подрядчика. Военному ведомству, чтобы справиться со снабжением четырех огромных фронтов, приходилось идти на поводу у частного бизнеса. И до добра это никого не довело.
Для начала российские промышленники избавились от конкуренции со стороны иностранных коллег. Многие заводы принадлежали собственникам с немецкими фамилиями, и это было достаточным поводом для того, чтобы не допускать их к казенным поставкам и даже не расплачиваться за уже выполненные заказы. В бескомпромиссной борьбе с «немецким засильем» немецкий капитал обнаруживали даже в компаниях, которые до тех пор считались английскими, французскими, голландскими или бельгийскими.
Например, «Петроградские ведомости» от 29 августа 1914 года сообщали: «Городская управа постановила прекратить выдачу денег поставщикам и фирмам, принадлежащим к числу враждующих с нами народов, ввиду того, что все торговые конвенции с ними считаются прерванными».
Мы уже писали, что Россия позже других воюющих держав начала мобилизацию экономики. Но частные предприятия с энтузиазмом взялись за выполнение военных заказов. К началу 1916 года они освоили 134 позиции, которые в мирное время не изготавливались.
Самым выгодным (за счет сравнительно несложного производства) оказалось изготовление снарядов. На него заводы и переключались, нередко задерживая выполнение других казенных контрактов. Изготовлением снарядов занялись даже текстильные фабриканты. Организованное в конце 1915 года Военно-промышленное общество с акционерным капиталом в 6 млн. рублей заявляло, что будет производить орудия, пулемёты, патроны и снаряды, однако ограничилось только снарядами.
В недопоставках артиллерийских орудий, например, был замечен Путиловский завод – туда были назначены специальные инспекторы, чтобы следить за выполнением заказов военного ведомства и даже встал вопрос о секвестре. Коломенский машиностроительный завод, изготовлявший дизели для подводных лодок, в начале 1916 года прекратил выполнение заказов морского ведомства, занявшись преимущественно изготовлением снарядов. Невский судостроительный завод «забыл» выполнить заказ на миноносцы. Завод «Сименс и Шуккерт» сорвал поставку прожекторов для Главного военно-технического управления.
Производство винтовок и пулемётов частными заводами так и не было освоено, их пришлось заказывать за границей. Оборудование для работавшей на оборону промышленности также доставлялось из-за рубежа, больше половины станков шло из США, остальное – из Англии, Швеции и Дании.
Отдельной проблемой государственного заказа стал спекулятивный подъем цен. Потребности воюющей армии превышали промышленные мощности, и владельцы этим пользовались. Трехдюймовая шрапнель на частных заводах изготавливалась за 15,32 рублей, а на казённых — за 9,83 рубля. По некоторым подсчетам, на одних трехдюймовых снарядах казна переплатила частной промышленности 1 094 млн. рублей.
В июне 1916 года министерство юстиции разработало законопроект об уголовной ответственности лиц, получающих военные заказы по цене, превышающей себестоимость на 20%. Его благополучно провалили. Только официальная прибыль от заказов на вооружение и боеприпасы составляла от 50 до 100%.
Разумеется, появилось немало компаний-пустышек, которые получали казенные заказы, но не имели ни капитала, ни производственной базы для их выполнения. Военному и морскому ведомствам пришлось позаимствовать у англичан их систему предквалификации поставщиков. Каждое ведомство вело списки предприятий, которые могли рассматриваться как подходящие для казны контрагенты, и составляло шорт-лист участников аукциона.
Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».