Если бы кто-то взялся составить ТОП-10 самых неудачных государственных закупок, то постройка и спуск на воду шведского корабля «Ваза» имело бы шанс стать лидером антирейтинга. Все-таки нечасто случается, чтобы объект закупки стоимостью  (на современные деньги) около 100 млн шведских крон непоправимо вышел из строя уже через полчаса после приемки.

Самое интересное в этой истории то, что никто из участников процесса не был замечен в коррупции или халатности. Наоборот, все слишком старались! Король Густав II Адольф – получить самое быстрое и маневренное судно с улучшенными боевыми характеристиками. А подрядчики – учесть все пожелания заказчика.

На самом деле, такие истории крайне полезны для теории и практики государственных закупок, потому что быстро и наглядно показывают, как НЕ надо делать. И заставляют анализировать, что пошло не так. Именно поэтому история корабля известна довольно подробно.

Итак, в наследство от отца Густав II Адольф получил потрепанный, нуждающийся в модернизации флот и пустую казну. Однако спустя пять лет экономика Швеции оживает, Стокгольмская королевская верфь получает огромный заказ – на 25 новых боевых кораблей. И успешно выполняет его. Так что король начинает мечтать о собственной «грозе морей» — самом большом и красивом (это важно!) корабле на Балтике.

Что из этого вышло – читайте в карточках.

Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».

 

Позвонить нам