Поговорим об истории национальных закупок во Франции.
Иногда попытки модернизировать систему государственных закупок наталкиваются на сопротивление элиты. Так произошло при правлении короля Франции и Наварры из династии Бурбонов – Людовика XIV (05.09.1638 г. – 01.09.1715 г.) который получил в «наследство» от кардинала Джулио Мазарини преуспевающего Жана Батиста Кольбера.
В декабре 1665 г. Кольберу поручают выполнение функций генерального контролера финансов. В феврале 1669 г. он завладевает второй должностью государственного секретаря, которая давала ему возможность управлять Парижем, королевским домом и делами духовенства.
При дворе Людовика XIV Кольберу было чем заняться. Закупками для армии и двора ведал суперинтендант финансов Николя Фуке, даже не подозревавший о том, что между государственными и личными финансами существует разница. Так что Кольбер, став помощником Людовика XIV во внутреннем управлении и финансах, начал с проверки реальных доходов и расходов королевства.
Кольбер видел цель в том, чтобы в экономике было достаточно денег, а у французов – возможность получать прибыль и платить налоги, обеспечивая монарху средства для управления страной. По мере сил он постарался снизить прямые налоги, которые платили крестьяне и мелкая буржуазия, увеличив косвенные – на престижное потребление.
Был введен строгий бюджетный контроль – совсем не лишний, с учетом того, что сбор налогов с провинций отдавался на откуп местным финансистам. Часть денег теперь возвращалась в экономику – через субсидирование промышленности, строительство государственных фабрик и мануфактур, а также через государственные подряды.
В частности, Кольбер выделял из казны на строительство сети шоссейных дорог 650000 ливров в год. Крупные государственные заказы уходили верфям – под контролем Кольбера между 1661 г. и 1671 г. было построено 106 линейных кораблей и фрегатов, по 10,5 в год, так что французский флот в 1670 г. превзошел британский по количеству судов. В 1679 г. во Франции имелось 125 кораблей разных видов от крупных боевых до менее габаритных, но маневренных, в 1688 г. – 130 судов.
Государственные доходы при нем выросли почти вдвое, расходы уменьшились наполовину, госдолг частью был погашен, частью конвертирован.
Но госзаказ бывает разный. Добытые Кольбером средства Людовик XIV желал тратить на роскошь. Общая сумма закупок и подрядов на строительство, отделку и меблировку Версаля составила, по-видимому, около 10,5 тыс. тонн серебра (на современные деньги около €259 млрд). И сюда «зашиты» не только расходы на огромный дворец, где размещалось до 5000 человек, но и тысячи растений, 30 км водопровода, 55 бассейнов, 600 фонтанов, перекупка иностранных мастеров, приобретение художественных коллекций и т.д. При огромных затратах на роскошь экономили на элементарном комфорте – на качестве дверей и окон, на канализации.
В какой-то момент проект дворца «съел» половину государственных доходов. Между тем не хватало денег на армию. Практика, когда дворяне, покупая военный чин, брали на себя набор и оснащение людей, уходила в прошлое. Численность частей возросла с 88 пехотных и 72 кавалерийских полков в 1691 году до 238 и 94 полков в 1714 году. На ведение Тридцатилетней войны требовалось 20–30 млн ливров в год – сумма посильная для Франции. Но управление военной казной и ее расходами держалось на личных связях, а система закупки боеприпасов была выстроена так, что их производители постоянно находились на грани банкротства.
Примерно четверть закупок для армии удавалось профинансировать за счет сбора налогов на завоеванных территориях. А дальше пришлось заняться внутренними заимствованиями. Также пришлось ввести бумажные деньги, получить первый опыт инфляции и окончательно расстроить финансовые дела государства.
Кольбер этого, к счастью, уже не увидел. А вот политику защиты внутреннего рынка, национального технологического суверенитета, накопления научных и финансовых ресурсов, поощрения промышленности и рынка посредством государственных закупок до сих пор называют кольбертизмом.