Предлагаем сегодня затронуть тему истории закупок при правлении последнего российского императора Николая II Александровича (1894 г. – 1917 г.).
Важным нормативным актом в области казенных подрядов и поставок является «Положение о казенных подрядах и поставках» от 1900 года, которое оставалось в силе до Октябрьской революции 1917 года. В отличие от предыдущих актов, этот документ устанавливал существенные условия договора казенного подряда, включая предмет, сроки и цену.
Давайте посмотрим, кто к началу ХХ века мог претендовать на заказ от государства?
Купцы первой гильдии могли участвовать в подряде или поставке на любую сумму.
Купцы второй гильдии – на сумму до 30 000 рублей.
Те, кто работал по свидетельству мелочного торга, могли рассчитывать на контракт стоимостью до 5 000 рублей, а по билету мелочного торга (билет выдавался на одно торговое заведение) – на подряд до 1000 рублей.
Владельцы промысловых свидетельств могли брать на себя поставки и подряды стоимостью от 1200 до 5000 рублей – в зависимости от своего разряда.
Мелкие казенные подряды – до 300 рублей можно было получить, не имея специальных торговых документов.
Они распределялись среди:
– землевладельцев и «сельских обывателей», если они давали подписку, что поставляемый товар произведен в их хозяйстве;
– небольших мастерских;
– крестьян (им отдавали подряды по содержанию почт, лошадей для уездной полиции, на содержание мостов и перевозов).
Также на государственный заказ могли претендовать дворянские, мещанские, казацкие общества и крестьянские артели. Но военные продовольственные поставки и земские подряды старались оставлять за дворянами – общество и здесь оставалось сословным.
Интересно, что донским торговым казакам дозволялось «входить в обязательства с казной, по поставкам и подрядам, в соразмерность приобретенному ими доверию и тем обеспечениям, какие могут они представить».
Кто совсем не имел права вступать в государственные подряды и поставки?
Во-первых, лица, которые были в судебном порядке недобросовестными по прежним подрядам. А если дело касалось военных или военно-морских поставок, то и те, с кого пришлось взыскать неустойку или наложены другие казенные взыскания.
Во-вторых, подрядчики, находящиеся под следствием или под судом по делам о злоупотреблениях или других противозаконных поступках – до окончания дел.
В-третьих, не участвовало в подрядах духовенство всех вероисповеданий, а также чиновники высшие и низшие, как от своего имени, так и от имени своих жен, в тех местах, где они служили. Чиновникам также запрещали входить с поставщиками и подрядчиками в какие-либо долговые обязательства, быть залогодателями и так далее.
Особое внимание уделялось вопросу обеспечения договоров по подрядам и поставкам. Для этого предусматривались такие способы, как залог недвижимости, заклад движимого имущества, поручительство и законная неустойка. Все эти меры способствовали более надежному выполнению обязательств по договорам и предотвращению возможных убытков для казны.
Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».