Предлагаем сегодня затронуть тему закупок в Венецианской республике.

В каком-то смысле Венецианская республика поднялась на государственном заказе. Золотая булла византийского императора, изданная в 1082 года, в обмен на защиту Адриатики от варваров даровала венецианцам свободу от налогов и торговых пошлин в 23 портах, защиту права собственности от и концессию на здания и причалы Константинопольского порта.

Однако в самой Венецианской республике дело с государственным заказом обстояло сложно.

Нет, закупки, безусловно, велись. Уже то, что Венеции удавалось избегать крупных народных бунтов, историки относят за счет хорошо организованных поставок хлеба и контроля за ценами, что позволяло избегать голода. Городские власти были умеренны в расходах и городскими ресурсами управляли тщательно. Интересно, что в бюджете Венеции не закладывались расходы на постоянную армию: солдаты нанимались по необходимости.

Кроме того, у них была госкорпорция – Арсенал. Огромное производство кораблей и оружия, 60 акров территории, 2500 рабочих, стандартизация, контроль качества, поставки «точно в срок» и 10% ежегодных расходов Республики на закупку древесины, смолы, железной руды, парусины, пеньки и вина для рабочих. Есть предположение, что расходы на вино в отдельные (мирные, конечно) годы добирались до 30% бюджета Арсенала, а объёмы закупок достигали 600 000 литров.

Годовые контракты на поставку материалов выставлялись патронами и проведиторами Арсенала на аукцион на рынке Риальто. Процедура проводилась в начале или середине зимы. В искусстве составления контрактов Венецианская республика достигла высокого уровня. Ей удавалось зафиксировать цены, переложив все издержки и расходы на логистику на поставщиков.

Иногда правительство Республики устанавливало монополию на определенные виды закупок – например, пеньки и смолы. В 1282 году для этого была назначены специальные чиновники. Они уполномочены были приобретать определенное количество сырья, чтобы не простаивало производство такелажа, и перепродавать мастерам по сходной цене, которая приносила бы умеренную прибыль в бюджет. Поставки корабельной древесины вообще считались вопросом государственной безопасности.

Частный сектор свою долю выгод, безусловно, имел. Часть заказов на постройку галер и когг уходила на частные верфи на набережной у Арсенала и на островах Венецианской лагуны.

Мастерам доставались субподряды. Например, в 1304 году три представителя торговой аристократии получили подряд на изготовление 20 тысяч стальных стрел для арбалетов, заключили договор субподряда с кузнецами. А тем для выполнения такого объема пришлось даже принанять рабочих.

Но, чтобы система закупок была справедливой, прозрачной и конкурентной, нужна четкая граница между государственным и частным сектором в экономике. И хоть какой-то общественный контроль. Венецианская республика на деле быстро превратилась в олигархию. К реальной власти получили доступ 200 «коренных» венецианских семей. Причем делать деньги для этой аристократии не читалось зазорным, и в ее руках был сосредоточен финансовый капитал. Город превратился в корпорацию, а Сенат – в совет директоров с дожем в роли гендиректора.

Сенат формировал задание государственному Арсеналу на постройку торговых галер. Готовые корабли поступали в собственность республики и выставлялись на аукционы. Принимать участие в торгах могли только венецианские патриции (сидевшие в Сенате и Большом совете). Победитель получал корабль в аренду, оснащал, вооружал, нанимал экипаж, нагружал своим товаром или брал фрахт – сам или образуя что-то вроде акционерного общества с другими патрициями.

Данная система была создана «для своих», брала под свой контроль все, до чего могла дотянуться, жестко подавляла любую конкуренцию и отдавала в частный сектор только то, что считала не очень выгодным для себя. Довольно часто – по заниженным ценам.

 

Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».

Позвонить нам