Что нового внесло в историю закупок правление Александра I (1801 г. – 1825 г.), и когда появилось первое представление о начальной (максимальной) цене контракта?

Для бюджета Российской империи это царствование точно не было легким. Войны с Наполеоном, огромный государственный долг, оставшийся от предшественников Александра I, низкая бюджетно-сметная дисциплина и отсутствие в обществе привычки жить по средствам – в итоге бюджет сводился с дефицитом в 20-25%, а в отдельные годы и в 30%.

На что тратили? На достройку водных путей сообщения, начатых при  Екатерине II (1762 г. – 1796 г.) и Павле I (1796 г. – 1801 г.), на колонизацию юга России (строительство портов в Севастополе и Одессе, городов, перестройку крепостей). Примерно 30-40 % бюджета на содержание армии и флота и около 10 % шло на содержание двора, как ни старался Александр I ввести эти траты в разумные рамки.

При этом попытки «подсушить» расходы предпринимались в течение всего правления – и лично Александром Павловичем, и его советником Михаилом Михайловичем Сперанским, и министром финансов Егором Францевичем Канкриным – бывшим военным интендантом, который знал все о бухгалтерии, о поставках для нужд армии и славился безупречной личной честностью.

Неудивительно, что в это царствование было принято около 170 нормативно-правовых актов, которые регламентировали процедуру публичных торгов, определяли разницу между казенными поставками и подрядами, вводили новые инструменты.

Так «Устав о провианте для продовольствия войск» 1802 года вводил понятие «справочной цены» – отправной точки в организации торгов, которую сегодня мы называем начальной или максимальной ценой контракта. Устав также предлагал методику сбора информации и расчета справочной цены.

А «Правила соляной поставки», изданные в том же году, содержали статистику и аналитику торгов с таким показателем, как экономия казны от проведения конкурсной процедуры, что тоже было огромным новшеством.

В 1815 году появилась практика распределения особо крупных государственных заказов по разным поставщикам.  А в 1818 году – на фоне продолжающегося бюджетного дефицита – начинают предприниматься меры для того, чтобы подрядчики получали деньги вовремя. В 1818 году выходит указ «О мерах к отвращению промедлений и платежа поставщикам по заключенными с ними в казенных местах подрядах».

Большие объемы строительства в Бессарабской, Новороссийской губерниях и Крыму заставили увеличить лимит контрактов, которые могли заключаться без личного участия императора.

Уже трудно было представить, что глава государства будет присматривать за каждой – пусть даже крупной – поставкой леса или кирпича. Адмиралтейская коллегия, контора Главного Командира Черноморского флота, инженерные команды крепостей и строители казенных зданий получили дозволение самостоятельно размещать заказы стоимостью выше 10 тыс. рублей. А в отдельных случаях – даже в особо крупных размерах, до 50 тыс. рублей.

Удавалось ли достичь экономии казенных средств? Видимо, по-разному. Известно, впрочем, что в военные и послевоенные 1812 – 1815 годы расходы на армию удалось удержать в рамках разумных 157,5 млн. рублей, что сопоставимо с примерно 100 млн. частных и 135 млн. рублей британских военных субсидий.

 

Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».

Позвонить нам