Принятое 1900 году «Положение о казенных поставках и подрядах», вобравшее в себя весь накопленный Российской империей опыт закупок, благополучно работало до 1914 года, пока не началась Первая мировая война (1914 г. – 1918 г.). Довольно быстро после ее начала оказалось, что механизм закупок, разработанный для мирного времени, неважно действует в условиях войны.
В начале XX века в сфере казенных закупок было две серьезных проблемы. Первая – высокотехнологичная продукция по-прежнему закупалась у российских «дочек» западных компаний, и с 1903 год по 1905 год зарубежные компании получили заказов на 306 млн золотых рублей. Например, фирма «Сименс» была постоянным поставщиком электрооборудования для крепостей и военно-морского флота.
Второй проблемой было участие в закупках казенных заводов, которые благодаря ряду льгот и компенсаций могли поставлять товар по нерыночным ценам. Этим они снижали конкуренцию за госзаказ, по существу отбивая у частников желание, участвовать в закупках. Но даже если цены были явно завышены, казенный завод получал преимущество на аукционе, потому что чиновники заботились о загрузке принадлежащих государству мощностей.
О мобилизации экономики и соответствующих изменениях в практике казенных поставок и подрядов власти задумались в последнюю очередь – когда недостатки в снабжении миллионных фронтов стали известны всем. В 1914 году считалось, что природные богатства России сами по себе обеспечат снабжение воюющей армии. Также считалось, что снабжение армии не надо ставить в зависимость от частного бизнеса, поэтому никто не думал о распределении военных заказов среди частных предприятий и переводе гражданской промышленности на военные рельсы.
Но мобилизационные запасы закончились гораздо раньше, чем закончился 1914 год, как только война стала приобретать неожиданные масштабы. Потребности армии в винтовках перекрыли мобилизационные расчёты на 150 %. С декабря 1914 года по март 1915 года фронт получил лишь треть необходимых снарядов и винтовок. Мобилизационный запас снарядов был израсходован за 4 месяца, а для его восстановления требовался год.
Основное военное производство было сосредоточено на тех самых казённых заводах. Но они едва обеспечивали потребности армии в условиях мирного времени. Стрелковое оружие производилось на Тульском, Сестрорецком и Ижевском заводах. Производство патронов — на Петербургском и Луганском. Орудия изготовлялись на заводах военного, морского и горного ведомств и на некоторых частных заводах (Путиловский, Брянский, Гельсингфорсский и других), причем только Путиловский завод производил орудия целиком, остальные ограничивались комплектующими либо ремонтом.
Чтобы полноценно использовать частный сектор в военных целях, в начале 1915 года создали Особую распорядительную комиссию по артиллерийской части. Ей передали контроль за деятельностью заводов, фабрик и мастерских, получивших заказы от Главного артиллерийского управления. От заказа нельзя было отказаться, иначе комиссия могла забрать завод «во владение и распоряжение» (право собственности за владельцем сохранялось).
Затем, были созданы особые совещания — по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию – с участием министров, ведомств, членов Государственной думы, Госсовета и представителей Земского и Городского союзов, а также и военно-промышленных комитетов.
При их содействии к выполнению военных заказов была привлечена практически вся крупная частная промышленность. В задачи казенных заводов входило сдерживать растущие цены на поставки.
В целом решение сработало – в августе 1916 года винтовок было изготовлено на 1 100 % больше, чем в августе 1914 года; 76-миллиметровых и горных пушек – на 1 000%, а 76-миллиметровых снарядов – на 2 000%. Выработка пороха и взрывчатых веществ возросла на 250–300%.
Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».