В 1775-1776 годах Екатерина II Великая (02.05.1729 г. – 17.11.1796 г.) предприняла одну из самых радикальных реформ государственного управления в России, не обойдя стороной и законодательство о закупках. «Учреждение для управления губернией» содержало специальную статью «О контрактах по подряду, поставках и откупах», в которой был учтен накопленный за столетие опыт проведения торгов и закупок для государственных нужд.

Теперь контракты на срок до четырех лет и на сумму до 10000 рублей распределяла на торгах Казенная палата. Более дорогие поставки и подряды находились в личном ведении императрицы. Интересно, что Казенная палата не могла отказаться от своих обязательств по контракту независимо от обстоятельств. Не слишком выгодная для государства система. Доходы, впрочем, позволяли – за время правления Екатерины II поступления в казну выросли с 16 млн до 68,5 млн рублей.

Кстати, а на что тратили?

На содержание армии и флота, двора, таможенных и налоговых органов, мостов и перевозов, на строение и починку каналов, на содержание училищ, воспитательных домов и больниц, кадетских корпусов, а также Академии наук и Московского университета и театров.

При этом чиновник Казенной палаты вполне мог понести личную материальную ответственность, если подписывал государство на невыгодную закупку.

А подрядчик за сорванную поставку отвечал личной свободой. Если ему не удавалось доказать форс-мажорные обстоятельства, он попадал в кабальную зависимость или высылался в Сибирь.

Если в результате срыва поставки казна принималась за закупку и транспортировку товара сама, то разъезды должностных лиц, логистика, и другие расходы также выставлялись подрядчику и переходили к наследникам в случае его смерти.

Екатерина II поощряла предпринимательство и конкуренцию. При ней процедура была построена так, чтобы по возможности не делать закупок у единственного поставщика. Был реализован принцип открытости при размещении госзаказа – с четким порядком извещения о торгах, равенством участников. Критерием эффективности считалась минимальная цена.

Сначала Казенная палата распространяла объявление о том, что именно требуется казне, назначала дату и место сбора будущих поставщиков, причем так, чтобы у тех было три дня на раздумья и сутки на каждые 25 километров дороги. Участники закупки должны были представить аттестации из судебного места о своем состоянии и имении или о поручителях, а также отзывы об исправном выполнении предыдущих контрактов, что в свою очередь подтверждало их деловую репутацию.

Поставщики должны были также обеспечить свою заявку денежными средствами, зарезервировав в судебном месте треть стоимости подряда.

После прибытия последнего участника, их вызывали по одному и объявляли, что соискатель допущен к торгам и теперь должен «поступать по правде, без всякого обмана и подлога». В предлагаемых условиях претендент должен был объявить, сколько и чего он поставит в требуемое место, водным или сухим путем, летом или зимой и свою цену, а также должен был дать подписку об отсутствии сговора с другими претендентами. Все сказанное записывалось, и подрядчик «прикладывал руку».

После сбора всей информации члены Казенной палаты выбирали выгоднейшее из предложений. Эти условия объявлялись на общем собрании поставщиков. После торга контракт подписывался с самым уступчивым конкурсантом. Если несколько участников предлагали одинаковые условия, преимущество получал местный производитель. Интересно, что аванса поставщику не полагалось, всю закупку он сначала финансировал сам.

В случаях, если выдвинутые условия оказывались невыгодными для казны, например, предлагаемые цены оказывались выше средних за предыдущие пять лет, торги объявлялись повторно.

 

Информация подготовлена при взаимодействии с АО «РАД».

Позвонить нам