Уважаемые коллеги!

Предлагаем ознакомиться с письмами ФАС и Министерства финансов РФ, которыми вносятся новые правила в работу по закупкам. Информация пригодится как заказчикам, так и поставщикам работающим по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

 

  1. Письмо ФАС от 09.01.2024 № МШ/211/24.

Ведомство разъяснило, можно ли участнику подтвердить реквизитами лицензии свое право на занятие конкретным видом деятельности.

Согласно тексту письма в качестве подтверждения наличия лицензии участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).

При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Не всегда реестр лицензий имеет открытый доступ. Например, Минобороны и ГК «Роскосмос» ведут закрытые реестры лицензий. В этом случае участник закупки должен представить выписку из реестра или копию акта лицензирующего органа, чтобы комиссия заказчика могла убедиться в наличии у организации или предпринимателя нужной лицензии.

 

  1. Письмо Минфина от 11.03.2024 № 24-06-06/21161.

Минфин разъяснил, когда заказчик обязан удержать сумму неустойки из оплаты по контракту.

В контракте может быть прописано условие о том, что заказчик удержит из оплаты по контракту сумму неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек. Такое право предусмотрено п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик включил в контракт этот пункт, то он обязан применить соответствующие меры ответственности, когда поставщик нарушил условия контракта. Заказчик обязан направить поставщику требование об уплате неустоек, если тот нарушил условия контракта. Это является нормой прямого действия и должно применяться независимо от установленных условий контракта.

 

  1. Письмо ФАС от 26.03.2024 № 28/25182/24.

Ведомство разъяснило, что ответственность за несоблюдение правил оформления   и выдачи независимой гарантии по государственным контрактам несет банк-гарант.

Специалисты ФАС опубликовали письмо, в котором разъяснили, что проводят контроль за банками. В частности, ФАС проверяет, отвечают ли банки требованиям из постановления Правительства № 1105. Полномочия по такому контролю предусмотрены правилами Закона № 44-ФЗ.

Специалисты отметили, что частым нарушением банков-гарантов, которое затрагивает законные права и интересы участников закупок, является выдача независимых гарантий, которые:

  • не соответствуют типовым формам;
  • не отвечают дополнительным требованиям к независимой гарантии по постановлению Правительства № 1005;
  • не соответствуют положениям Закона № 44-ФЗ (ч. 1 и 2 ст. 37, ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если права и законные интересы участника закупки нарушены из-за неправомерных действий банка-гаранта, то участник вправе направить жалобу в ФАС в порядке главы 6 Закона № 44-ФЗ. Также специалисты ведомства уточнили, что в рамках Закона № 223-ФЗ у ФАС отсутствуют полномочия по контролю за действиями банков-гарантов, когда участнику выдана ненадлежащая независимая гарантия.

 

  1. Письмо ФАС от 01.04.2024 № ПИ/27182/24.

Ведомство рассказало, какое требование при закупке лицензируемых работ или услуг могут признать нарушением.

Заказчик включает в извещение условие о том, что участник подтверждает соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. При этом требование о том, чтобы участник представил исключительно выписку из реестра лицензий, контролеры могут признать нарушением.

Ранее ФАС уже разъясняла, что участнику достаточно приложить к заявке любой документ с информацией, которая позволит подтвердить наличие лицензии и ее статуса. По этой информации заказчик самостоятельно должен проверить наличие и соответствие лицензии в реестре лицензий.

 

  1. Письмо Минфина России от 03.04.2024 № 24-06-09/30263.

Ведомство разъяснило, как соблюсти ограничения по годовому объему закупок у единственного поставщика с учетом последних изменений.

Заказчики обязаны соблюдать ограничения в части годового объема закупок у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом для малых закупок в электронной форме установлен отдельный лимит. За год такие контракты можно заключить в объеме не более 100 млн. руб.

25 марта заказчикам разрешили приобретать права на программы для ЭВМ и базы данных в электронной форме у единственного поставщика по правилам ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 25.12.2023 № 624-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Учитывать такие закупки в годовом объеме, который предусмотрен для «бумажных» закупок в п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не нужно.

 

  1. Письмо Минфина России от 05.04.2024 № 24-06-06/31205.

Ведомство выпустило разъяснение о том, какие правила следует соблюдать заказчику при закупке ТРУ с неизвестным объемом. Также указали на то, как закупить услуги по бронированию билетов.

Специалисты ведомства разъяснили, что для проведения закупки с неизвестным объемом заказчику следует соблюдать требования по ч. 24 ст. 22 и ст. 34 Закона № 44-ФЗ. А именно:

  • если невозможно определить количество ТРУ, то заказчик устанавливает начальную цену единицы ТРУ и максимальное значение цены контракта. Единичные расценки должны быть обоснованы (ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
  • контракт по итогам закупки с неизвестным объемом должен содержать единичные расценки ТРУ и максимальное значение цены контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • контракт должен содержать условие об оплате ТРУ, которую рассчитают исходя из стоимости единичных расценок по фактическому объему ТРУ, но не более максимальной цены контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Ведомство указало, что закупку услуг по бронированию билетов по ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ заказчику провести не получится. Вывод ведомства учитывает особенности формирования цены услуги по бронированию. Цена такой услуги состоит из фактической стоимости билета и не имеет фиксированной цены на момент заключения контракта.

У заказчика отсутствует возможность определить стоимость единичных расценок по такой услуге, что нарушает положения Закона № 44-ФЗ. Услуга без единичных расценок в контракте не может быть оплачена.

Письмо Минфина от 03.04.2024 № 24-06-0930263

Письмо Минфина от 05.04.2024 № 24-06-0631205

Письмо Минфина от 11.03.2024 № 24-06-0621161

Письмо ФАС от 01.04.2024 № ПИ2718224

Письмо ФАС от 09.01.2024 № МШ21124

Письмо ФАС от 26.03.2024 № 282518224

Позвонить нам